Если бы кто-нибудь из «большой четверки» операторов мог вернуться в прошлое и что-то изменить, наверняка одним из первых пунктов стало бы широкое внедрение eSIM в середине 2019.
Ведь во время самоизоляции это могло бы помочь вырасти в онлайн-продажах, а, возможно, и сменить лидеров рынка. Но, увы, этого не произошло, а на данном этапе сотовые операторы не спешат популяризировать технологию, предпочитая запуск пилотных проектов.
Почему — разбираемся ниже.
Напомним, что eSIM — это электронная SIM‑карта. Она представляет собой специальный чип, встроенный в смартфон или другой гаджет на этапе производства. Чтобы воспользоваться услугами мобильной связи на устройстве, нужно отсканировать QR-код, сгенерированный оператором, и загрузить настройки тарифа — никаких походов в офис.
Первоначально технология eSIM разрабатывалась для m2m-устройств (Machine-to-machine) и IoT (internet of things) для централизованной загрузки и администрирования. Но скоро стало понятно, что потенциал для рынка b2c здесь огромный.
Показания к применению
Новую технология создают для того, чтобы сделать жизнь удобнее, и eSIM не исключение.
Разбираемся, что хорошего она принесет в будущем:
- Для оператора:
- экономия бюджета на изготовлении стартовых пакетов, аренде помещений под оффлайн-салоны, бонусах дилерам;
- создание целой экосистемы вокруг одной eSIM: смартфоны, умные часы, планшеты, умный дом — все будет подключено к единому номеру;
- недорогое внедрение технологии со стороны биллинга и необходимого оборудования;
- новые сценарии взаимодействия с пользователями: новый формат потребления потребует новых маркетинговых идей и инструментов, это обострит конкуренцию и даст возможность менее заметным игрокам занять лидерские позиции.
- Для нас с вами:
- удобнее подключать: очевидное преимущество — подключение без посещения офиса продаж и «бесшовный» переход между операторами;
- больше безопасности: eSIM невозможно потерять или украсть — она встроена в устройство. Если неприятность все же произошла, заблокировать можно не только номер, а сам гаджет: по сути он станет бесполезным для злоумышленника. При этом номер можно будет моментально восстановить и продолжить им пользоваться;
- больше места под батарею и память: eSIM создавалась именно для экономии места внутри устройства;
- комфортнее в путешествиях: без роуминга и постоянных проблем со связью, ведь можно купить нужный тариф онлайн в любой стране и просто загрузить его в смартфон;
- выше качество и ниже цены: в условиях жесткой конкуренции операторам придется повышать качество услуг, наполненность тарифов и пакетов и при этом держать низкие цены для сохранения и роста базы.
Неприятная «побочка» от использования eSIM
Само собой, у eSIM есть не только преимущества, но и недостатки — вторые в большей степени касаются самих операторов мобильной связи. Им технология пока кажется вообще не выгодной.
Для операторов:
- Внедрение технологии положит начало новым маркетинговым войнам, обострит конкурентную борьбу за доли рынка и может значительно изменить текущую рыночную ситуацию, например, за счет виртуальных мобильных операторов (mobile virtual network operator, MVNO).
- Снижение барьеров входа на рынок для зарубежных вендоров и производителей устройств (например, Apple и Google): они смогут импортировать гаджеты с предустановленными контрактами на сотовую связь, что обрушит доход российских операторов и приведет к оттоку денег из РФ.
- Масштабные «миграции» абонентов: ведь чем проще переход, тем легче расстаться со старым сотовым оператором.
- Операторам придется переосмыслить привычные схемы продаж и перестроить бизнес: салоны продаж потеряют актуальность, делать up-sell и cross-sell станет сложнее, а мобильные приложения придется дорабатывать, чтобы через них можно было быстро и просто подключить нужный тариф для eSIM.
- Отсутствие нормативно-правовой базы и каких-либо правил регулирования со стороны государства — непонятно, как контролировать и идентифицировать абонентов.
Для нас с вами
Больше всего вопросов сейчас к безопасности: двухфакторную аутентификацию и подтверждение операций никто не отменял, но в криптографических приложениях могут быть уязвимости.
Если мошенники завладеют пользовательским профилем, то получат доступ ко всем хранящимся на устройстве данным, в том числе онлайн-банкингу и финансовым операциям.
Большие надежды на eSIM
Несмотря на громкие пилотные запуски операторов и доброжелательный настрой Минкомсвязи серьезного распространения eSIM в России стоит ждать не раньше 2023. Ведь сейчас пока нет ответа на главный вопрос: как заключать договор на предоставление услуг связи удаленно, если в РФ это запрещено, а основной принцип подключения eSIM — как раз подключение в режиме онлайн без посещения офиса?
К масштабному внедрению технологии нужно подготовиться всем: Минкомсвязи — проработать нормативную базу и инструменты управления и контроля, оператором — рассмотреть все риски, скорректировать бизнес- и финмодель, протестировать оборудование и ПО, а абонентам — выбрать смартфоны с поддержкой eSIM.
Понятно одно: все участники рынка возлагают на технологию большие надежды. И, одновременно, испытывают большие опасения.
Т.к. eSIM может кардинально изменить наше представление о рынке услуг связи, M2M-устройств, интернета вещей, роуминга.