eSIM — то, «что доктор прописал бы» во время пандемии

Если бы кто-нибудь из «большой четверки» операторов мог вернуться в прошлое и что-то изменить, наверняка одним из первых пунктов стало бы широкое внедрение eSIM в середине 2019. 

Ведь во время самоизоляции это могло бы помочь вырасти в онлайн-продажах, а, возможно, и сменить лидеров рынка. Но, увы, этого не произошло, а на данном этапе сотовые операторы не спешат популяризировать технологию, предпочитая запуск пилотных проектов.

Почему — разбираемся ниже. 

Напомним, что eSIM — это электронная SIM‑карта. Она представляет собой специальный чип, встроенный в смартфон или другой гаджет на этапе производства. Чтобы воспользоваться услугами мобильной связи на устройстве, нужно отсканировать QR-код, сгенерированный оператором, и загрузить настройки тарифа — никаких походов в офис.

Первоначально технология eSIM разрабатывалась для m2m-устройств (Machine-to-machine) и IoT (internet of things) для централизованной загрузки и администрирования. Но скоро стало понятно, что потенциал для рынка b2c здесь огромный. 

Показания к применению

Новую технология создают для того, чтобы сделать жизнь удобнее, и eSIM не исключение. 

Разбираемся, что хорошего она принесет в будущем:  

  1. Для оператора: 
    1. экономия бюджета на изготовлении стартовых пакетов, аренде помещений под оффлайн-салоны, бонусах дилерам; 
    2. создание целой экосистемы вокруг одной eSIM: смартфоны, умные часы, планшеты, умный дом — все будет подключено к единому номеру;
    3. недорогое внедрение технологии со стороны биллинга и необходимого оборудования; 
    4. новые сценарии взаимодействия с пользователями: новый формат потребления потребует новых маркетинговых идей и инструментов, это обострит конкуренцию и даст возможность менее заметным игрокам занять лидерские позиции.
  1. Для нас с вами:
    1. удобнее подключать: очевидное преимущество — подключение без посещения офиса продаж и «бесшовный» переход между операторами;
    2. больше безопасности: eSIM невозможно потерять или украсть — она встроена в устройство. Если неприятность все же произошла, заблокировать можно не только номер, а сам гаджет: по сути он станет бесполезным для злоумышленника. При этом номер можно будет моментально восстановить и продолжить им пользоваться;
    3. больше места под батарею и память: eSIM создавалась именно для экономии места внутри устройства;
    4. комфортнее в путешествиях: без роуминга и постоянных проблем со связью, ведь можно купить нужный тариф онлайн в любой стране и просто загрузить его в смартфон;
    5. выше качество и ниже цены: в условиях жесткой конкуренции операторам придется повышать качество услуг, наполненность тарифов и пакетов и при этом держать низкие цены для сохранения и роста базы.

Неприятная «побочка» от использования eSIM

Само собой, у eSIM есть не только преимущества, но и недостатки — вторые в большей степени касаются самих операторов мобильной связи. Им технология пока кажется вообще не выгодной.

Для операторов:

  1. Внедрение технологии положит начало новым маркетинговым войнам, обострит конкурентную борьбу за доли рынка и может значительно изменить текущую рыночную ситуацию, например, за счет виртуальных мобильных операторов (mobile virtual network operator, MVNO).
  2. Снижение барьеров входа на рынок для зарубежных вендоров и производителей устройств (например, Apple и Google): они смогут импортировать гаджеты с предустановленными контрактами на сотовую связь, что обрушит доход российских операторов и приведет к оттоку денег из РФ.
  3. Масштабные «миграции» абонентов: ведь чем проще переход, тем легче расстаться со старым сотовым оператором. 
  4. Операторам придется переосмыслить привычные схемы продаж и перестроить бизнес: салоны продаж потеряют актуальность, делать up-sell и cross-sell станет сложнее, а мобильные приложения придется дорабатывать, чтобы через них можно было быстро и просто подключить нужный тариф для eSIM. 
  5. Отсутствие нормативно-правовой базы и каких-либо правил регулирования со стороны государства — непонятно, как контролировать и идентифицировать абонентов.

Для нас с вами

Больше всего вопросов сейчас к безопасности: двухфакторную аутентификацию и подтверждение операций никто не отменял, но в криптографических приложениях могут быть уязвимости. 

Если мошенники завладеют пользовательским профилем, то получат доступ ко всем хранящимся на устройстве данным, в том числе онлайн-банкингу и финансовым операциям.

Большие надежды на eSIM

Несмотря на громкие пилотные запуски операторов и доброжелательный настрой Минкомсвязи серьезного распространения eSIM в России стоит ждать не раньше 2023. Ведь сейчас пока нет ответа на главный вопрос: как заключать договор на предоставление услуг связи удаленно, если в РФ это запрещено, а основной принцип подключения eSIM — как раз подключение в режиме онлайн без посещения офиса?

К масштабному внедрению технологии нужно подготовиться всем: Минкомсвязи — проработать нормативную базу и инструменты управления и контроля, оператором — рассмотреть все риски, скорректировать бизнес- и финмодель, протестировать оборудование и ПО, а абонентам — выбрать смартфоны с поддержкой eSIM.

Понятно одно: все участники рынка возлагают на технологию большие надежды. И, одновременно, испытывают большие опасения.

Т.к. eSIM может кардинально изменить наше представление о рынке услуг связи, M2M-устройств, интернета вещей, роуминга.

Close